
пресс-служба компании ЦЕМЕНТУМ
Компания ЦЕМЕНТУМ провела натурные испытания инновационной разработки – дорожных ограждений парапетного типа, устраиваемых в несъемной опалубке из сверхпрочного фибробетона (СПФБ) ЦЕМЕНТАЛЬ®. Испытания прошли на автополигоне НАМИ – крупнейшем в Европе и единственном в России полнопрофильном исследовательском, испытательном и сертификационном центре механических транспортных средств, где проводят все виды испытаний.
Спустя полтора месяца после презентации концепта разработки на выставке «Дорога 2025» компания представила готовый инженерный продукт для мостовых сооружений, пригодный к применению в реальных проектах строительства или модернизации транспортной инфраструктуры.
Прочность, проверенная на практике
В рамках испытаний был сооружен 80-метровый участок ограждения, который последовательно подвергли ударным нагрузкам: сначала в него на скорости 100 км/ч совершал наезд легковой автомобиль, затем, без замены ограждения, – автобус на скорости 71 км/ч. Конструкция показала соответствие требованиям ГОСТ 33129-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные»: транспортные средства не опрокинулись через ограждение, не выехали на встречную полосу и остались в допустимых показателях выбега, получив минимальные повреждения.
Сама опалубка из СПФБ ЦЕМЕНТАЛЬ® в результате ударной нагрузки получила несущественные поверхностные царапины. Особенно показательным стало отсутствие каких-либо повреждений ограждения после удара автобуса. Такие характеристики обеспечиваются высоким содержанием стальной фибры в составе материала несъемной опалубки, за счет чего конструкция обладает повышенной ударопрочностью и трещиностойкостью.
Данное решение разработано экспертами компании специально для искусственных сооружений (эстакад, путепроводов, мостов), где к безопасности и долговечности ограждений предъявляются повышенные требования. Продукт призван модернизировать традиционные технологии устройства мостовых ограждений, которые в настоящее время связаны со значительными издержками.
Настоящее vs будущее
В традиционной технологии после бетонирования плиты проезжей части сначала монтируют разборную металлическую опалубку и выполняют бетонирование ограждений. Затем временную опалубку демонтируют, а открывшуюся поверхность дорожного ограждения приходится шпаклевать, шлифовать и окрашивать, причем часто в неблагоприятных погодных условиях на открытом объекте.
Компания предлагает принципиально иной подход – наиболее сложные и критичные к качеству операции выполняются в контролируемых заводских условиях. На предприятии изготавливается тонкостенная (около 30 мм) оболочка из сверхпрочного фибробетона, которая одновременно выполняет функцию несъемной опалубки и финишной лицевой поверхности дорожного ограждения.
На объекте внутрь этой оболочки заливается бетон, при этом конструкция выдерживает гидростатическое давление смеси до момента набора прочности. После того, как бетонный сердечник набрал прочность, ограждение полностью готово к эксплуатации, а этапы выравнивания, шпаклевки и окраски становятся не нужны.
В компании отметили, что срок службы конструкции составляет более 100 лет без необходимости ремонта и покраски. Лицевая поверхность соответствует классу А1/А2. Материал устойчив к воздействию моющих и чистящих средств, используемых ГБУ «Гормост», включая щелочные составы.
Кроме того, конструкция допускает монтаж по кромке искусственных сооружений, расширяя возможности проектировщиков и повышая эффективность использования габаритов. Профиль несъемной опалубки для искусственных сооружений полностью соответствует трапециевидному профилю дорожных ограждений парапетного типа «Нью-Джерси». Это позволяет обеспечить единый архитектурный облик трассы.
Экспертное признание
За ходом испытаний следили представители ключевых отраслевых организаций, включая компании «Дороги и мосты» (ГК «Нацпроектстрой») и «Столичная Магистраль Юг». «Когда мы начинали коммуникации с ЦЕМЕНТУМ, долго искали способ обеспечить внешний вид и высокое качество новых дорожных ограждений. В результате получили решение, которое позволит в будущем масштабировать его на многих объектах», — подчеркнул Николай Колоцей, генеральный директор компании «Столичная Магистраль Юг».

пресс-служба компании ЦЕМЕНТУМ
Важно отметить, что технология напрямую согласуется с целями национальных проектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» в сфере повышения безопасности, долговечности и экономической эффективности объектов транспортной инфраструктуры. За счет увеличения срока службы и снижения затрат на ремонт несъемная опалубка может стать одним из инструментов достижения этих показателей.
Роман Чурилов, директор продуктовой категории ЖБИ и ЦЕМЕНТАЛЬ®, подчеркнул, что речь идет не просто о замене материала, а о трансформации самой технологии строительства мостовых ограждений. Перенос наиболее трудоемких и чувствительных к человеческому фактору операций на завод позволяет собирать готовые элементы на объекте быстрее, с прогнозируемым качеством и без компромиссов по безопасности и эстетике.
Экономическая эффективность
Для строительных компаний решение означает снижение доли «ручных» операций и сокращение числа технологических переделов на площадке. За счет того, что основные процессы производятся на заводе, на объекте остаются преимущественно монтажные работы с понятной себестоимостью и графиком.
Это снижает производственные риски, уменьшает зависимость от погодных условий и наличия квалифицированных рабочих, а также позволяет точнее планировать бюджеты и сроки ввода объектов. В результате подрядчик получает управляемую модель затрат и предсказуемый высокий результат по качеству и долговечности.
Технология к внедрению
Инновационная несъемная опалубка из сверхпрочного фибробетона уже прошла ключевой этап натурных испытаний и готова к применению в проектах транспортной инфраструктуры России. Сочетание долговечности, безопасности и оптимизации затрат делает эту технологию перспективным стандартом для будущих мостов и эстакад.
