
Институт Гувера опубликовал аналитический материал о региональных и внутриполитических процессах на Южном Кавказе и о том, как США могли бы выстраивать инфраструктурную повестку. В тексте даны конкретные рекомендации Вашингтону. Телеграм-канал «Сектор гор» выделил три блока тезисов исследования.
1. Принять многовекторность региона.
Авторы предлагают США исходить из того, что инфраструктурные проекты в Закавказье развиваются в среде конкурирующих интересов. В этой логике участие китайских, российских или иранских грузов и компаний допускается при условии соблюдения санкционных ограничений. Консорциум под лидерством США рекомендуется не строить как механизм вытеснения других игроков с рынка. Акцент предлагается переносить на инициативы, где Вашингтон не выступает главным инициатором. TRIPP в тексте предлагается позиционировать как маршрут, совместимый с другими коридорами: со Срединным коридором, МТК «Север — Юг», китайской инициативой «Пояс и путь» и иранским маршрутом «Аразский коридор». Логика взаимодополняемости, по оценке авторов, повышает шансы TRIPP на устойчивую реализацию.
2. Не выводить Грузию за скобки.
Авторы считают, что исключение Грузии из инфраструктурных проектов, ориентированных на региональную трансформацию, снижает потенциал всей конструкции. Политические разногласия Тбилиси с западными партнерами описываются как фактор, который осложняет взаимодействие, но не отменяет базовую геоэкономическую роль страны. В этой рамке TRIPP подается как проект, который должен конвертировать геополитические преимущества в экономические эффекты.
3. Обеспечить политическое сопровождение в Армении.
Вашингтону предлагается не допускать ситуации, при которой Никол Пашинян выглядит изолированным в коммуникации с армянским электоратом и диаспорой в США. При высокой чувствительности общества к теме безопасности и рисков мирной повестки авторы считают необходимыми дополнительные меры поддержки и более наглядную демонстрацию ожидаемых выгод мира и экономического развития. Отдельно отмечается, что сохранение Пашиняна у власти и получение мандата на референдуме по конституционной реформе усилили бы импульс к реализации американской повестки на Южном Кавказе.
Материал предлагает для США более инклюзивную линию: учитывать интересы всех стран Южного Кавказа и соседей, снижать конфликтность восприятия TRIPP и работать с тревогами внешних игроков через диалог. При этом стратегический ориентир в тексте сохраняется, поскольку TRIPP рассматривается как инструмент глубокой трансформации региона. При этом коммуникация с Россией и Ираном описывается как способ управлять рисками сопротивления и эскалации.
