Posted in

Школа, из которой не хочется уходить

Школа, из которой не хочется уходить

Школа, из которой не хочется уходить

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы Сегодняшние школьники — из поколения Альфа: это люди, родившиеся с 2010 по 2025 год. Уже с 2026-го на свет появятся их преемники — поколение Бета, которые будут расти в совершенно ином мире. А значит, школы, вводимые сейчас в эксплуатацию, должны быть не просто «местом, где учатся», а пространством, где будет комфортно любому ребенку — и сегодняшним «Альфам», и тем, кто придет через десять–пятнадцать лет. Среда, которая помогает расти, развиваться и пробовать новое, должна работать на перспективу, подстраиваясь под будущие запросы.

Как спроектировать здание школы, которое будет актуально по своему функционалу не только сейчас, но и через десятилетия? Как сделать так, чтобы оно отвечало вызовам цифровизации и ESG-трендов? На эти вопросы в своей статье попытался ответить управляющий директор Инвестиционной группы «АБСОЛЮТ» Сергей Караваев.

Абсолют_Сергей Караваев.gif

Поколение Альфа: кто они

Дети «Альфа» — первые, кто полностью вырос «в согласии с онлайном»: планшеты и смартфоны, видеохостинги и мессенджеры, быстрая информация — повседневность, даже фон. При этом образование для них — инструмент для достижения целей, а не просто обязательная рутина. По данным исследования центра компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог», 37% представителей поколения Альфа видят основной жизненной целью именно материальное благополучие.
Значит ли это, что школа должна стать «трамплином» для обретения успеха? Да, но не путем усиленной зубрежки, а через трансформацию подходов к обучению: от бездумно прослушанных уроков — к продуктивным действиям, от традиционных классов — к креативным лабораториям, от шаблонных формулировок — к реальным проектам. И здесь важна не только программа, но и само место, где она будет реализована.

Школа как проект будущего

Современная школа — это комплексная среда, где каждый уголок, каждый кабинет и даже каждый архитектурный прием становятся частью опыта детей. На что девелоперам стоит обратить внимание уже сейчас:

● Кластерный подход к пространству. Младшие классы размещаются на первом этаже здания. Важен выход в зеленый двор, где дети могут безопасно гулять и не будут ограничены «четырьмя стенами». Подростки — на этажах выше. Для них нужно продумать отдельные зоны социальной активности: небольшие зоны с мягкой мебелью, островки для общения в коридорах (подиумы, ступени, модули), прозрачные переговорки/капсулы для групповых мини-проектов, медиастудию для записи подкастов.
● Многофункциональные помещения (здесь главная идея — гибкость использования) — амфитеатр, атриум, залы с мобильными перегородками. 
● ИТ-полигоны и лаборатории. Кабинеты для конструирования дронов, программирования, лабораторных опытов — неотъемлемая часть нового учебного здания.
● Цифровая библиотека. Время книжных шкафов и бумажных читательских билетов уже практически ушло: на смену приходят информационные центры и медиатеки. Здесь можно учиться, читать в уютной атмосфере или делать проекты.
● Экологичность и ESG-подход. Материалы, оформление, энергоэффективность — все рассчитано так, чтобы само здание соответствовало стандартам устойчивого развития.
● Оптимальная визуальная среда. Она должна мотивировать и одновременно удерживать внимание — нейтральные фоновые цвета, ограниченное использование ярких акцентов.

Подход в проектировании и строительстве

При проектировании современных школьных зданий архитекторы начинают с анализа того, как дети учатся, двигаются, общаются, где и как проводят перемены и какие пространства им действительно нужны. Школа рассматривается как живая среда, которая должна поддерживать любознательность, давать выбор и меняться вместе с образовательными практиками.

Крупные школы сегодня дают больше возможностей для детей, родителей и педагогов. В больших образовательных комплексах, таких как школы-гиганты в ЖК «Переделкино Ближнее», каждая из которых рассчитана на 2100 учеников, проще организовать специализированные кабинеты, а также предложить ученикам широкий выбор занятий и форм обучения.

Важным принципом становится модульность. Пространства и отдельные зоны должны легко трансформироваться под новые задачи, чтобы школа не «устаревала» уже через несколько лет. Благодаря мобильным решениям одно и то же помещение может превращаться в лабораторию, площадку для проектной работы или место для школьных мероприятий.

Отдельное внимание уделяется интеграции со средой жилых комплексов. Зачем ехать на другой конец города, когда нужная школа находится во дворе?
Неотъемлемой частью новых школ становится безбарьерная и инклюзивная среда. Подход «каждый ребенок — с возможностями» означает, что все пространства, маршруты и зоны доступны детям с разными потребностями. Это обеспечивает комфорт, безопасность и равные условия для всех учеников.

Школа, из которой не хочется уходить

Когда пространство предлагает выбор — кем быть, каким быть и что делать, а не является очередной необходимостью, тогда поколение Альфа чувствует: здесь «мое место», и здесь я могу действовать. И более успешными будут девелоперы, которые раньше других научатся проектировать школы для тех, кто завтра будет менять мир.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.